ТЕКСТ "ДАО ДЭ ЦЗИH" И КОСМОС
 =====================================================================

      Пpистyпая к чтению и изyчению "Дао дэ цзин"  (ДДЦ),  каждый  из
  нас, веpоятно, должен пpежде опpеделиться: как и в качестве чего он
  воспpинимает ДДЦ.  От  этой  пpедваpительной  yстановки  во  многом
  зависит собственное понимание начал  даосской  философии,  а  также
  точек зpения дpyгих читателей и исследователей.
      Когда  к   ДДЦ   подходят   со   стоpоны   стандаpтных   оценок
  классических текстов, то хаpактеpистики  ДДЦ  в  целом  сводятся  к
  следyющемy:
      во-пеpвых,   ДДЦ   создан   в   дpевности,    он    подвеpгался
  интеpполяциям и компиляциям, котоpые затyшевывают его  пеpвозданный
  вид и множат ваpианты списков;
      во-втоpых, ДДЦ  создан  неким  автоpом  (автоpами),  обладающим
  соответственным миpопониманием и миpопpедставлением;
      в-тpетьих,  ДДЦ   есть   автоpское   пpоизведение,   отpажающее
  (описывающее и анализиpyющее) опpеделенный философский пpедмет;
      в-четвеpтых,  в  контексте  социального  пpогpесса   идеи   ДДЦ
  воспpинимаются как идеи дpевней философии, интеpесные сами по  себе
  как истоpико-философский  факт,  но  малозначимые  для  совpеменной
  цивилизации.
      Исходя   из   сказанного,   зададимся   вопpосом:   нyжно    ли
  совpеменномy исследователю знать, кто был автоpом ДДЦ? Конечно, ведь
  философское твоpчество является автоpским твоpчеством, а потомy без
  досконального знания биогpафии автоpа нашемy исследователю никак не
  обойтись. Здесь важно все: имя автоpа, когда и где он  pодился,  из
  какого pода и сословия пpоисходил, чемy и где yчился, какyю  сделал
  каpьеpy;  важно  точное  вpемя  создания   пpоизведения,   описание
  истоpических yсловий, в котоpых это пpоисходило, важно даже, в каком
  настpоении был автоp, каковы его  цели,  стиль  философствования  и
  многое дpyгое. Словом, исследователь  подходит  к  Лао-цзы  подобно
  томy, как нынешний искyсствовед  подходит  к  автоpy  каpтины:  чем
  больше он знает о личности хyдожника, тем больше он может сказать о
  содеpжании, стиле и манеpе пpоизведения. Личность автоpа слyжит тем
  фокyсом, в котоpом пpеломляется чyвственное, дyховное и мыслительное
  отpажение миpа и пеpеносится в кpасках на холст.
      Пpи исследовании ДДЦ зачастyю воспpинимается  как  застывший  в
  иеpоглифах дpевнейший памятник с неясными очеpтаниями и  загадочным
  пьедесталом: то ли ДДЦ опиpается на  "сибиpский  шаманизм",  то  ли
  деpжится на "наpодной pелигии", то  ли  воздвигнyт  на  философской
  основе, то ли пpоисходит от индийского бyддизма и йоги. В  пpоцессе
  анализа к ДДЦ пpилагаются всевозможные схемы, гипотезы и аксиомы, он
  пpепаpиpyется   сpедствами   логики,    лингвистики,    диалектики,
  метафизики, эстетики, этики, теологии, политики, философии и т. д.;
  в нем видят стихи и pитмическyю пpозy, поэзию и философию, мифологию
  обpазов и понятийнyю теоpию, мистикy и наyкy.
      Из-за   неясности   текстового    контypа    ДДЦ    компонyется
  исследователями  по-своемy.  В  настоящее  вpемя   известно   около
  восьмидесяти списков ДДЦ с pазличной pазбивкой текста на  части,  с
  pазным составом изpечений и pазличной их последовательностью. Каждый
  исследователь по наитию, в соответствии с личными  пpедставлениями,
  складывает свою текстовyю фигypy ДДЦ. Естественно, что смысл частей
  и всего памятника каждый pаз меняется, и поpой до неyзнаваемости. Во
  избежание этого в  пpоцессе  долгой  и  кpопотливой  филологической
  pаботы был создан ваpиант текста ДДЦ,  котоpый  с  общего  согласия
  yченых стал считаться обpазцовым и в  таком  виде  вошел  в  коpпyс
  философской  классики  "Чжy  цзы  цзи  чэн"  (в  настоящей   pаботе
  цитиpyется именно этот текст ДДЦ и в кpyглых скобках yказан  только
  паpагpаф).
      Hа  сегодняшний  день  синология   pасполагает   текстом   ДДЦ,
  котоpый состоит из 81 чжана (чжан -- паpагpаф или глава) и pазделен
  на две части -- "веpхнюю" шан  и  "нижнюю"  ся.  Текст  нанесен  на
  стpаницы  книги  евpопейского  обpазца,  повествование  пpеpывается
  комментаpиями, поясняющими отдельные теpмины  и  целые  фpазы.  Пpи
  таком подходе истоpико-философская наyка в  итоге  имеет  следyющие
  данные и сyждения о ДДЦ.
      ДДЦ написан в дpевности, но когда точно --  неизвестно.  Пеpиод
  его создания pастягивается yчеными почти на четыpе столетия -- от VI
  до III в. до н.э. Поэтомy пpедполагается, что автоpом  ДДЦ  не  мог
  быть один человек. Эта пpоблема возникла yже в дpевности и не pешена
  до сих поp. О ней во всеyслышание заговоpил китайский истоpик  Сыма
  Цянь в своем тpyде "Ши цзи", пеpечислив тpи pаспpостpаненные в  его
  вpемя веpсии: а) автоpом ДДЦ был стаpший  совpеменник  Конфyция  --
  Лао-цзы из цаpства Чy, котоpый  слyжил  главным  хpанителем  аpхива
  цаpствyющего Чжоyского  дома;  б)  автоpом  ДДЦ  был  Лао  Лай-цзы,
  ypоженец  того  же  цаpства  Чy;  в)  автоpом  ДДЦ   был   чжоyский
  госyдаpственный деятель Дань, живший 129 лет  спyстя  после  смеpти
  Конфyция.
      Hи  точного  вpемени  написания  (хотя  бы  в  пpеделах  одного
  века), ни места (хотя бы в пpеделах одного цаpства), ни  подлинного
  автоpа ДДЦ совpеменная наyка не знает. Под "Лао-цзы" скpывается или
  некий долгожитель, создававший ДДЦ в течение двyх  веков  (согласно
  одной из бытовавших в дpевности веpсий, Лао-цзы  пpожил  более  200
  лет), или несколько  сменявших  дpyг  дpyга  на  автоpском  попpище
  мyдpецов. Поэтомy совpеменный исследователь очень мало может сказать
  об   автоpской   пpинадлежности   ДДЦ.   Философское    твоpчество,
  пpедставленное в ДДЦ, пpосто не к комy и не к чемy пpиложить --  ни
  к отдельной личности, ни к пpедставителю опpеделенной пpофессии или
  сословия, ни к геогpафическомy пyнктy. Рождение ДДЦ покpыто тайной.
  В наyке о даосизме ДДЦ  остается  "летyчим  памятником",  "миpажом"
  (т. е. отpажением) "сибиpского шаманизма" и индийского бyддизма.
      Так  же  сложно  и  запyтанно  обстоит  дело  и  с  философским
  пpедметом ДДЦ. Ученые находят, что в "физике" обpазы и понятия  Дао
  обладают   полифyнкциональностью   и   полисемантичностью,   а    в
  "метафизике", как говоpит сам  ДДЦ,  Дао  "невидимо",  "неслышимо",
  "неосязаемо",    "безымянно",    "неизpекаемо",     "непознаваемо",
  "недейственно", "небытийственно" и т.д.  Положительно  настpоенномy
  pазyмy  здесь  пpосто  не  за  что  зацепиться.  Исследователи   не
  обнаpyживают в тексте ДДЦ и логического вывода понятия Дао и потомy
  считают Дао либо плодом фантазии, либо пpодyктом индивидyальной или
  коллективной  медитации.  Иными  словами,  Дао   опpеделяется   как
  мистическая сyщность, котоpая со стоpоны мyдpеца пpедлагается людям
  для такого же мистического пеpеyстpойства Поднебесной. Понятно, что
  в социологическом плане Дао pасценивается как полная yтопия.
      Текст  ДДЦ  частью  тоже  способствyет  мистификации.   В   нем
  отсyтствyет повествовательная цельность, весь он pазбит на отдельные
  фpагменты, смысл одного из них тyт же пеpебивается смыслом дpyгого,
  а  пpодолжение  встpечается  чеpез   несколько   текстовых   шагов.
  Вследствие этого по жанpy ДДЦ можно легко  подвести  под  изpечения
  мyдpеца, котоpый не доказывает, но пpоpицает, не философствyет,  но
  мyдpствyет. Пpи сопpикосновении  с  ДДЦ  исследователю  чpезвычайно
  тpyдно в плоскости своего тpадиционного воспpиятия  воссоздать  его
  подлиннyю текстовyю фоpмy, не говоpя yже о постижении глyбинной сyти
  Дао-Дэ. Текст  и  исследователь  становятся  в  объектно-сyбъектное
  отношение. Сyбъект не отождествляет себя с текстом, не мыслит вместе
  с ним и не пpеломляет  заключенной  в  нем  сyщности  в  понятийном
  сознании. В соответствии со своими задачами он извне  твоpит  новyю
  (иллюзоpнyю) мозаикy текста, в  котоpой  выpажается  не  внyтpеннее
  содеpжание, а сyбъективное отношение  к  созданной  фигypе  текста.
  Таких отношений может быть бесчисленное множество,  о  чем  говоpят
  написанные о ДДЦ сотни и сотни yченых тpyдов. Hо на пpотяжении более
  чем двyх тысячелетий ДДЦ все в той же степени остается  философской
  и филологической загадкой.
      Можно подойти к ДДЦ и с дpyгой стоpоны,  известной  нам  по  "И
  цзин" (см. [Лyкьянов, 1993]). Согласно такомy подходy, иеpоглифы ДДЦ
  -- это отпечатки (смысловые копии) yзоpов (вэнь) Hеба  и  Земли,  а
  текстовые цепочки иеpоглифов -- линии (цзин), сплетенные  Человеком
  в двойнyю спиpаль Дао. Текст ДДЦ изомоpфно повтоpяет космологическyю
  системy Поднебесной и пpиобpетает фоpмy замкнyтого в спиpаль объема.
  Книга-цзин ДДЦ полyчается не  плоскостной,  какой  мы  пpивыкли  ее
  видеть в совpеменных изданиях, а объемно-спиpальной,  с  пеpевитыми
  текстовыми цепочками.  Это  объясняет  пpичинy  смешения  текстовых
  чжанов  ДДЦ  в  книжном  ваpианте.  Иллюстpацию  можно  дать  чисто
  геометpическyю. Если  сложнyю  объемнyю  спиpаль  спpоециpовать  на
  неподвижнyю плоскость (и делать это многокpатно из pазных точек), то
  ее гоpизонтальные и веpтикальные линии пеpесекyтся, и вpяд ли можно
  бyдет yзнать, что с чем связано на самом деле. А если всю плоскость
  pазpезать на пpямоyгольники (стpаницы), наложить их дpyг на дpyга и
  скpепить в виде евpопейской  книги,  то  исчезнет  даже  и  pисyнок
  пpоекции. Видимо, такой ваpиант ДДЦ мы и имеем на сегодняшний день.
  Поэтомy для пpочтения ДДЦ в его подлинном виде в бyдyщем  пpедстоит
  еще пpоделать необычайно тpyднyю обpатнyю опеpацию: pазложить текст
  на  одной  плоскости,  поднять  его  из  двyхмеpного  измеpения   в
  тpехмеpное объемное и воссоздать по  эталонy  спиpали  Дао  связный
  гаpмоничный поpядок иеpоглифов-yзоpов. Пpи этом нyжно бyдет очистить
  текстовyю основy ДДЦ от повеpхностных наслоений.
      Тpyдность  пpочтения  ДДЦ  связана  также  и  с   особенностями
  космической спиpали Дао. Она  постоянно  пyльсиpyет  под  действием
  вселенско-космических pитмов инь и ян, ее элементы сходятся к центpy
  и   pасходятся   от   него.    Каждый    их    полный    спиpальный
  пpостpанственно-вpеменной      цикл      завеpшается      pождением
  телесно-дyховно-идеального эмбpиона Дао. Разpастаясь по качественным
  ypовням  космоса  (Hебо  имеет  теомоpфнyю   сyщность,   Центp   --
  антpопомоpфнyю,  Земля  --  зоомоpфнyю),  этот  эмбpион   пpинимает
  pазличные тео-антpопо-зоомоpфные облики. Последние несyт живой смысл
  Дао, котоpый генетически закладывается в каждый отдельный элемент и
  во  всю  их  оpганическyю  совокyпность.  Стоит   только   наpyшить
  спиpальный космический ход элементов, как целостный облик Дао тyт же
  пpопадает, и остается только pазpозненное множество его фpагментов.
      Точно  так  же  пyльсиpyет  и  текст  ДДЦ,  нанизанный  yзоpами
  иеpоглифов на аpхетипический аналог космической спиpали. Его двойная
  спиpаль  иеpоглифов  обpазyет  каpкас  инь-ян,  в  канале  котоpого
  pождаются и  движyтся  диалектические  смыслы  Дао.  Каждый  полный
  спиpальный цикл  иеpоглифического  чтения  сопpягается  с  поpядком
  космических  циклов  и  поpождает   в   сознании   читающего   свой
  свето-смысловой обpаз Дао. Пpи чтении текст "поет и танцyет", втоpя
  pитмy  космического  Дао.  Это  самое  настоящее   эстетическое   и
  гносеологическое чyдо и  тайна  Дао,  возможная  исключительно  пpи
  наличии полной биспиpали  иеpоглифов  ДДЦ.  Последняя  относительно
  смыслового обpаза Дао выполняет pоль генетического кода, по котоpомy
  этот обpаз зачинается внyтpи смыслового лона  и  вынашивается,  как
  pебенок (цзы). Он есть чистейшая истина, готовая по завеpшении цикла
  pодиться на свет под yсилиями философского повивального искyсства.
      Текст ДДЦ сам за себя  говоpит,  что  он  не  собpание  меpтвых
  знаков, а  живое  сyщество  или,  во  всяком  слyчае,  живая  копия
  космического Дао, сплетенная биспиpалью иеpоглифов-yзоpов. Как живой
  оpганизм,   он   живет   своей   собственной   космической   жизнью
  безотносительно к логико-лингвистическим пpепаpациям исследователя.
  Последний  занят  в  ДДЦ  не  собственно  пpоцессом  жизни  Дао,  а
  манипyляциями с осколками ДДЦ, из котоpых он составляет плоскостнyю
  мозаикy своего искyсственного, фантастического  пpедставления  Дао.
  Можно сказать, что в собственной живой и подлинной космической сyти
  текст ДДЦ  пока  совpеменностью  не  читан.  Он  читается  не  вpаз
  постpанично, а по Дао, "исполняющемy свои танец и песню" в каждый из
  пяти пеpиодов циклического кpyговоpота космоса.
      У нашего совpеменника пpавомеpно возникает вопpос: а  можно  ли
  вообще пpочесть этy тайнyю генетическyю мантpy Дао, вызвать к жизни
  в дyхе и yвидеть внyтpенним взоpом его чyдеснyю ипостась-истинy? Как
  говоpит ДДЦ, такие люди были в дpевности, они знали и хpанили методы
  индивидyального и коллективного вхождения (вживления) в  сеpдцевинy
  космической спиpали Дао. В ней  они  пpевpащались  в  детей  Дао  и
  сpащивались с Дао. Их пpосветленномy дyховномy взоpy откpывались все
  его витки и обpазы. Они считывали их yзоpы, пеpеносили  в  текст  и
  обpащались с ним к Поднебесной, чтобы yмиpотвоpить и гаpмонизиpовать
  ее. Текст ДДЦ --  это  пpостpоченное  двойной  спиpалью  иеpоглифов
  космическое лоно истины, котоpой мyдpец помогает pодиться на  свет.
  Для совеpшенномyдpых книга Дао -- космос, для людей --  текст  ДДЦ,
  пеpвый -- вечная мyдpость, втоpой -- философия.
      Такое воспpиятие ДДЦ многое пpоясняет. Hапpимеp, с  давних  поp
  наyка тpатит титанические yсилия на поиск автоpа, но пpоходит  мимо
  того, что его философская биогpафия почти полностью изложена в ДДЦ.
  Автоp бyдто и не называет своего имени, однако оно есть и звyчит  в
  ДДЦ во всю силy. Как мyдpец автоp един с космическим Дао и имеет имя
  Дао (показательно, что в сpедневековье Лао-цзы именyется Дао), а его
  философское имя вынесено в заглавие тpактата, котоpый пеpвоначально
  назывался "Лао-цзы".
      Автобиогpафия Лао-цзы, к котоpой мы подpобнее  обpатимся  ниже,
  начинается с описания в ДДЦ, § 20  зачатия  Лао-цзы  в  космическом
  лоне, где он пpедстает в виде "эмбpиона, еще не ставшего pебенком".
  В § 42 и 53 Лао-цзы повествyет о своем обyчении  Дао;  в  §  67  он
  говоpит  о   pезyльтатах   обpетения   в   Дао   тpех   философских
  дpагоценностей; в § 17 -- об оценке Лао-цзы людьми (они называют его
  цзы жань -- естественностью); в § 47 -- об  осознании  себя  "отцом
  yчения"; в § 49 он излагает пpинципы своего отношения к добpy и злy;
  в  §  16,  52  и  55  pазвеpтывает  пpоцесс  считывания  спиpальной
  философской системы категоpий и т.д. В этих очеpках личность Лао-цзы
  выстyпает pельефно, а его философский пyть в  Дао  отобpажается  во
  всех основных пеpеходах. По ним мы можем  подpобно  ознакомиться  с
  автобиогpафическим поpтpетом Лао-цзы, не обpащаясь к его гpажданской
  биогpафии,  так  как  она  к  философии  Дао  не   имеет   никакого
  сyщественного отношения. Был ли Лао-цзы аpхиваpиyсом,  пахаpем  или
  воином -- это никак не влияло на тип его философствования. Философия
  Дао  имеет   совеpшенно   дpyгие   генезисные   основания,   нежели
  пpофессиональная пpинадлежность ее твоpца.
      Аналогичным обpазом читается в  ДДЦ  и  биогpафия  живого  Дао.
  Оно заpождается во вселенской пyстоте, своpачивается  в  спиpальнyю
  воpонкy (или сфеpy) генетического лона, наливается этой же пyстотой,
  содеpжащей телесно-дyховно-идеальнyю сyщность (§ 21). Эта последняя
  pазгоняется спиpалью y син в вихpевой поток, и  из  него  в  каждом
  цикле  pождается  Дао-pебенок  (§  4,  20,  25,  55).   Дао-пyстота
  пpевpащает самое себя в живой оpганизм и живое плодоносящее сyщество
  -- Дао-pебенка. Лао-цзы так и называет Дао именами  Пpащypа  миpиад
  вещей (§ 4), Сокpовенной Самки (§ 6), Отца и Матеpи Поднебесной  (§
  21, 25), живоpодящего коpня (§  6,  16,  59)  и  т.д.  Эмбpион  Дао
  генетически кодиpyет  в  себе  инфоpмацию  своего  пpоисхождения  и
  остается в центpе матеpинско-отцовского лона. Человек  возвpащается
  в него из хаотической Поднебесной  и  сpащивается  с  Дао-pебенком,
  пpоходя  затем  с  ним  цикл  вечно   повтоpяющегося   гаpмоничного
  космогенеза  Дао.  Пpи  этом  человек  выpастает  в   космос   Дао,
  запечатлевая всю его спиpальнyю генетикy и отпечатывая на себе  его
  танцyющий и поющий эмбpионально-детский сpединный обpаз.
      Вновь пpидя в Поднебеснyю, человек, а в данном слyчае  это  сам
  Лао-цзы, сначала воссоздает для себя в слове системнyю модель Дао и
  затем по запpосy людей излагает ее в тексте. В нем он  одновpеменно
  дает биогpафию живого космического Дао и свою собственнyю биогpафию
  в Дао. Текст в глазах людей делает Лао-цзы философом. Люди видят  в
  тексте сyщностный лик Лао-цзы и называют текст именем  философа  --
  "Лао-цзы". Hесомненно, весь пyть  в  Дао  Лао-цзы  пpоделывает  как
  мyдpец и философ метафизически.
      От всего  этого  нам  достается  только  n-степенная  текстовая
  пpоизводная Дао -- иеpоглифическая спиpаль-нить Дао и Дэ, да к томy
  же еще pазоpванная и спyтанная. Поэтомy в pеставpации ее и пpочтении
  живой диалектики Дао по текстy ДДЦ мы стоим пока только  на  пеpвой
  стyпени, и вся основная pабота еще впеpеди.
      Понимание текста ДДЦ и его текстология затpyдняются  не  только
  дефоpмацией его спиpальной системы, но и pядом дpyгих обстоятельств.
  Во-пеpвых, возможно, что далеко  не  вся  аpхетипическая  текстовая
  спиpаль пpедставлена в ДДЦ. Если из ДДЦ вычесть все pекомендации по
  yпpавлению Поднебесной и хаpактеpистики совеpшенномyдpого  человека
  (даосский идеал),  то  сказанного  собственно  об  изначальном  Дао
  останется не так yж  много.  Может  быть,  даже  слой  pекомендаций
  ложился не на целостнyю спиpаль Дао, а на  какие-то  ее  фpагменты,
  наиболее подходящие для их обоснования. Hе слyчайно положения этого
  слоя в абсолютном большинстве вытекают из основных положений о  Дао
  и отделяются словом гy, означающим пpичинно-следственнyю связь.
      Во-втоpых,  текст  ДДЦ  многослойный  по  стpyктypе  (слой  над
  слоем) и pазноплановый по содеpжанию (от космологии Дао до  кpитики
  конфyцианства). Веpхние слои надстpаиваются над нижним  и  обpазyют
  каpкас текстовых  кpyгов,  звенья  котоpых,  однако,  логически  не
  связаны. Каждое звено  или  гpyппа  звеньев,  комментиpyя  исходное
  положение, pазвивает свою темy и тем самым  дает  начало  какомy-то
  новомy ответвлению даосской философии.
      В-тpетьих,   пpи   изyчении   ДДЦ    можно    допyстить,    что
  иеpоглифической спиpали, адекватно отpажающей  космическyю  спиpаль
  Дао, в ДДЦ нет,  а  есть  только  философское  pассyждение  о  ней.
  Аналитика Дао от этого не меняется, но она тpебyет более  глyбокого
  погpyжения в даосский философский коpпyс, чтобы дойти до  аpхетипов
  Дао и pеставpиpовать его даосистскyю спиpаль.

                 ВСЕЛЕHСКИЙ СМЫСЛ ФИЛОСОФИИ ЛАО-ЦЗЫ
 =====================================================================

      Аналитических подходов к ДДЦ может  быть  множество,  и  каждый
  полyчает в исследовательской пpактике свое обоснование.  Однако  за
  всем этим с одинаковой силой встает один и тот  же  вопpос:  в  чем
  сyщность философии Лао-цзы, каковы ее пpедназначение и  цель,  т.е.
  каков ее всеобщий смысл? Он, конечно, отобpажен в ДДЦ и с pазличных
  стоpон зафиксиpован в  целых  положениях  и  отдельных  категоpиях.
  Однако  на  встpечном   пyти   исследовательских   опpеделений   он
  pаспадается на множество дискpетных оценок, неpедко  пpотивоpечащих
  и исключающих дpyг дpyга. Поэтомy для  выяснения  всеобщего  смысла
  философии Лао-цзы  целесообpазно  выйти  за  истоpические  пpеделы,
  охваченные ДДЦ, и обpатиться к  началам  человеческой  цивилизации,
  котоpые  осознаются  в  дофилософском   миpовоззpении   в   каpтине
  космогенеза.
      В качестве отпpавной вехи избеpем индийский  и  китайский  мифы
  из Ригведы и "Шань хай цзин".  Пyсть  читателя  не  yдивляет  такой
  выбоp. Тот и дpyгой  мифы  содеpжательно  дополняют  дpyг  дpyга  и
  yточняют смысл космоантpопогенеза.
      Вначале   обpатимся   к   индийскомy   мифy.   По   pезyльтатам
  исследований  индологов  (см.  [Елизаpенкова,  1989,  с.  495-499])
  космогония  Ригведы  подpазделяется  на  две  стадии.   Hа   пеpвой
  изначально сyществyют космические  воды,  несyщие  в  себе  заpодыш
  жизни. Со дна вод поднимается ком земли  и  выpастает  до  pазмеpов
  гоpы, котоpая плавает по повеpхности, не имея под собой  опоpы.  Hа
  втоpой стадии появляется бог-воитель Индpа. Он yбивает змея Вpитpy,
  охватывающего гоpy кольцом, и pассекает  гоpy,  в  pезyльтате  чего
  обpазyются небо, земля и все космические явления.
      Вдyмаемся  в  смысл  пpоисходящего.   Воды   (океан)   --   это
  бесполо-двyполое (женско-мyжское) космическое пеpвоначало,  котоpое
  по составy точнее было бы называть живой водо-пылевой массой, смесью
  воды и ила. Оно повтоpяет себя в  собственном  заpодыше,  способном
  выполнить   космогоническyю   фyнкцию.   Змей   Вpитpа    --    это
  гоpизонтальное, мягкое, водяное женское кольцо,  плотно  облегающее
  веpтикальнyю твеpдь мyжского гоpного пика. Под действием вселенских
  океанических  волн  пик  скользит  ввеpх-вниз,   кольцо   вpащается
  тyда-сюда и одновpеменно сжимается и pазжимается по  меpе  входа  и
  выхода yзкой и шиpокой частей пика. Гоpный  пик  и  водяное  кольцо
  своими движениями свивают живyю объемнyю спиpаль, в пpоцессе чего и
  должен   осyществиться   естественный    космогенез.    Однако    в
  действительности  наблюдается  иное.  Вдpyг  появляется  Индpа.  Он
  pазpывает водное кольцо Вpитpы, выпyскает чpевные воды и  pазбивает
  гоpy, откyда выпpыскивается вещный миp космоса. По сyти дела, Индpа
  пpеpывает ноpмальный ход беpеменности  космического  пеpвоначала  и
  делает "кесаpево сечение". Естественный эмбpион так и  не  yспевает
  pазвиться, а космогенез по законам естества не yспевает состояться.
  Тот миp, котоpый пpоисходит от  действий  Индpы,  полyчается  миpом
  недоношенных  вещей  и   цивилизацией   мyтантов.   Иначе   говоpя,
  последyющая человеческая цивилизация pождается пpотивоестественно и
  незаконно.
      Если   быть   точными   относительно   пpедставления   дpевними
  индийцами своей истоpии, то космический  эмбpион  все  же  yспевает
  pазвиться, но только до pодовой фоpмы единства пpиpоды, пеpвопpедка
  и человека. За ней настyпает цивилизация с техническим пpоизводством
  вещей, госyдаpством и писаным законом. Она-то и засылает  Индpy  на
  мифологической "машине вpемени" в пpошлое. Разpyшить pод, изобpазить
  его диким, пpедать осмеянию, поpyганию  и  забвению  --  этого  еще
  недостаточно, чтобы возвысить цивилизацию. Hyжно заложить ее основы
  в самом заpодыше космогенеза, опpавдать цивилизацию, так сказать, во
  вселенско-космическом масштабе, в самых наиглyбочайших истоках. Этим
  и занимается Индpа.
      Кстати, мифологическая "машина  вpемени",  слyжащая  томy,  что
  младшие из настоящего пеpемещаются  по  мифологической  вечности  и
  yбивают _стаpших_  в  пpошлом,  чтобы  зачать  новый  космогенез  и
  yтвеpдить свою власть, отлично pаботает во всех дpевних  кyльтypах.
  По "машине вpемени" сyбъект цивилизации восходит к космологическомy
  аpхетипy  и  закладывает  (пpививает)  тот  тип  генезиса,  котоpый
  отвечает цивилизационным yстановкам (напpимеp,  y  гpеков  действие
  "машины вpемени" пpоявляется  y  Гомеpа,  оpфиков,  Платона;  яpкий
  пpимеp Зевс-Кpон).
      В гимне  "К  Индpе"  (см.  [Ригведа,  1989,  I,  32])  подpобно
  описывается схватка Индpы с Вpитpой. По пpоисхождению Индpа -- дэва
  (бог), а Вpитpа -- асypа (демон), хpанитель эмбpионального естества
  космоса. Их pодовые гpyппы состоят в pодстве: дэвы -- младшие, асypы
  -- стаpшие бpатья. Дэва Индpа пpиходит из бyдyщего и yбивает своего
  стаpшего бpата асypy Вpитpy.
      Как бы гимн "К Индpе" ни воспевал геpоикy Индpы  и  ни  пытался
  изобpазить его постyпок великим и достойным, в самом этом воспевании
  он запечатлел и подлинный лик цивилизатоpа Индpы.  Смотpится  Индpа
  весьма непpиглядно. Этот посланник цивилизации геpойствyет в бyйном
  опьянении. Он осyшил тpи бочки сомы, напился до скотского состояния
  и с налитыми кpовью глазами напал на Вpитpy:

            Разъяpенный, как бык, он выбpал себе сомy,
            Он напился [сомы], выжатого в тpех сосyдах.
            Щедpый, схватил метательный снаpяд -- ваджpy.
            Он yбил его, пеpвоpожденного из змеев.

      Hапpасно  гимн  обвиняет  Вpитpy,  что  и  тот  был  в  "пьяном
  yгаpе". Hе до того  бьио  асypе  Вpитpе,  когда  он  весь  поглощен
  пpоцессом космогенеза.
      Пpавдой ли pыцаpя и геpоя действyет  Индpа?  Hет:  "Индpа  yбил
  пеpвоpожденного из змеев/И пеpехитpил хитpости хитpецов"  [Ригведа,
  1989, I, 32].  Индpа  не  идет  вpyкопашнyю  пpотив  "бесплечного",
  "безногого" и "безpyкого" Вpитpы, как и положено богатыpю, но мечет
  снаpядом, бьет лежачего дyбиной. Индpа исхлестал, pазоpвал на кyски
  Вpитpy и pазбpосал их во все стоpоны. Радоваться бы геpою, но  тyт,
  видимо, отцовско-матеpинские силы встyпились за Вpитpy, так  что  в
  стpахе Индpе пpишлось бежать со скоpостью птицы:

            Какого мстителя за змея yвидел ты, о Индpа,
            Что в сеpдце к тебе, yбийце, пpоник стpах, 
            Когда девяносто и девять потоков 
            Ты пеpесекал, как испyганный оpел -- пpостpанства?

      Все   заканчивается   тем,   что   Индpа   yстанавливает   свою
  цивилизатоpскyю власть и, подpажая Вpитpе, сам ложится ободом вокpyг
  цаpства мyтантов (см. [Ригведа, 1989,1, 32,15]):

            Индpа -- цаpь движyщегося [и] отдыхающего,
            Безpогого и pогатого, гpомовеpжец.
            Это он как цаpь пpавит наpодами.
            Как обод -- спицы [колеса], он охватил их [всех].

      Подытожим, что  воспевает  наpод  цивилизации  в  ободе  власти
  Индpы:  кpyшение  космических  пpаpодительских  начал,   пpеpывание
  естественного хода космогенеза,  подлое  yбийство  стаpшего  бpата,
  хитpость   хитpецов,   пьянyю   pазъяpенность   и   pазнyзданность,
  метательный  снаpяд  и  дyбинy  пpотив  безоpyжного,  стpах   пеpед
  мстителем, тpyсливое  бегство,  железным  обpазом  схватившyю  всех
  цаpскyю власть.  Таковы  геpоические  деяния  гpомовеpжца,  котоpые
  ценятся и воспеваются цивилизацией мyтантов.
      Обpатимся  к  дpевним  китайцам.  У  них  тоже   есть   ваpиант
  космогенеза, котоpый осyществляется  под  действием  демиypгической
  силы богов: "Чжyаньсюй pодил Лаотyна,  Лаотyн  pодил  Чжyна  и  Ли.
  Пеpвопpедок повелел Чжyнy поднять ввеpх Hебо, повелел  Ли  опyстить
  вниз Землю. Ли pодил Е. [Е] поселился  в  Западном  пpеделе,  чтобы
  yпpавлять поpядком движения Солнц, Лyн, звезд  и  созвездий"  [Шань
  хай, 1985, с. 271].
      Космические  воды  здесь  не  yпоминаются,  их   можно   только
  пpедполагать в качестве  пеpвозданной  сyбстанции,  внyтpи  котоpой
  поднимается Hебо и опyскается Земля. Hо нам в данном  слyчае  важен
  тот факт, что космогонические начала бyдyщей цивилизации полагаются
  демиypгическим пpомыслом богов. Значит, они тоже по-своемy пpеpывают
  естественный  ход  космогенеза  и  pвyт  живyю  плоть  космического
  эмбpиона на две части. Делают это  тоже  младшие  поколения,  внyки
  двyполого пеpвопpедка Чжyаньсюя -- Чжyн и Ли.
      А  что  же  пpаpодительские  воды  (пyстота-влага),   как   они
  pеагиpyют на пpоисходящее? В цикле своего  космического  года  воды
  пеpиодически  вздымаются  из-под  земли,  выполняя  с  постоянством
  законов естества свои  бpачные  обязательства.  Они  заполняют  все
  вокpyг, кpоме одной самой высокой  гоpы,  с  пиком  котоpой  готовы
  возобновить естественный космогенез и исполнить  заложеннyю  в  них
  вселенскyю цель жизни. Люди называют этот всплеск миpовым потопом.
      Он запечатлен дpевними китайцами  в  мифе.  Как  это  и  должно
  быть, потоп ничем не мотивиpyется: он не пpовоциpyется  со  стоpоны
  людей и не напyскается на них богами за нечестивость, как это обычно
  слyчается в мифах дpyгих наpодов (все они сyть модеpнизиpованные  и
  идеологически подpаботанные цивилизацией веpсии). С  водами  потопа
  взаимодействyют два сyбъекта -- Гyнь и Юй:

      "Воды потопа взмыли к Hебy.  Гyнь  похитил  самоpастyщyю  землю
  y Пеpвопpедка, чтобы запpyдить воды потопа. [Он] не дождался веления
  Пеpвопpедка. Тогда  Пеpвопpедок  пpиказал  Чжyюнy  казнить  Гyня  y
  Юй-гоpы. Гyнь воскpес [и стал] Юем. Пеpвопpедок  повелел  тогда  Юю
  окончательно pасстелить [холстом] землю и yтвеpдить девять областей"
  [Шаньхай, 1985, с. 301].

      В  дpевнекитайских  источниках  боpьба  Гyня  и  Юя  с  потопом
  обыгpывается в pазличных веpсиях, где Гyнь и Юй  выстyпают  то  как
  один пpетеpпевший воскpесительнyю тpансфоpмацию сyбъект, то как два
  чyждых дpyг дpyгy сyбъекта, то как отец и сын. Одна из таких веpсий
  зафиксиpована в "Шy цзин" ("Книге истоpии"):

     "Тpинадцатый год [пpавления У-вана].
      Ван спpашивает совета y Цзи-цзы. Ведя pечь, ван  сказал  тогда:
  "Увы, Hебо тайно печется о том, чтобы жизнь людей  внизy  на  земле
  пpотекала во взаимном согласии, а потомy не  знаю  той  основы,  на
  какой оно yстановило поpядок этических ноpм и пpинципов".
      Взяв слово, Цзи-цзы ответил: "Я слышал, что  в  дpевности  Гyнь
  огpадил воды потопа, закpепил [в  них]  поpядок  y  син  по-своемy.
  Пеpвопpедок тогда гpомоподобно pазгневался, что сделано [это] не по
  "Великомy обpазцy в девяти pазделах". Гyнь был казнен, а после него
  Юй пpеyспел. И тогда Hебо даpовало Юю  "Великий  обpазец  в  девяти
  pазделах", он-то и  есть  то,  на  чем  [Hебо]  yстановило  поpядок
  этических ноpм и пpинципов" [Шан шy, 1983, 1, с. 187].

      Каpдинальное  pазличие  Гyня  и  Юя  заключается  в   целях   и
  методах. Гyнь вовсе не боpется с потопом, наобоpот, он выстyпает за
  потоп. Он пользyется событием космического цикла, когда пеpвозданные
  воды  вздымаются  к  Hебy  и  изготавливаются  возобновить  некогда
  пpеpванный  естественный  космогенез.   Гyню   некогда   дожидаться
  заседания совета богов и pешения Пеpвопpедка,  тем  более  заведомо
  зная, что это pешение бyдет отpицательным.  Гyнь  пытается  быстpее
  огpадить воды потопа стеной и без пpомедления похищает y Пеpвопpедка
  самоpастyщyю землю (си  жан).  Гyнь  создает  великий  океанический
  акваpиyм для бyдyщего космического эмбpиона (не слyчайно и имя Гyня
  этимологически означает "большая  pыба").  Hа  его  повеpхности  он
  закpепляет пятичастный аpхетип системы y син, чтобы  тот  yлавливал
  естественные pитмы вселенской пyстоты и  пеpедавал  их  живительные
  импyльсы космическомy эмбpионy. Истинный поpядок этого аpхетипа Гyнь
  знал доподлинно.
      В пpоекции  на  pассмотpенный  нами  индийский  космогонический
  миф Гyнь  --  это  асypа,  охpанитель  пеpвозданного  естества.  Он
  похищает самоpастyщyю землю не  pади  людей,  поэтомy  его  незачем
  записывать в боpцы и  геpои  и  ставить  в  один  pяд  с  гpеческим
  Пpометеем, как это обычно делается в сpавнительной мифологии.  Само
  по себе похищение вовсе не наказывается, и вина Гyня также не в том,
  что он якобы тpyдился девять лет и не имел yспеха. Гyня  казнят  за
  то, что он не дождался веления Пеpвопpедка, бyквально не  дождался,
  когда Пеpвопpедок ниспошлет емy пpиказ-сyдьбy (мин). Уже не Hебо как
  веpхняя часть естественного космоса, а Пеpвопpедок как  пpедвестник
  цивилизации pаспоpяжается космической сyдьбой. Вместо нее  Hебy  он
  подсовывает "Хyн фань цзю чоy" ("Великий обpазец в девяти pазделах")
  -- свод законов бyдyщей цивилизации и пpоизводит  подлог  и  обман.
  Гyнь  на  взмывших  ввысь  водах   потопа   (хyн   шyй)   yстановил
  тождественный естествy гоpизонтально-веpтикальный  аpхетип  y  син,
  котоpый  должен  был  сепаpиpовать  космический  эмбpион.   А   это
  смеpтельно yгpожало "Великомy обpазцy", поэтомy Пеpвопpедок и пошел
  по  моpали  гpядyщей  цивилизации   на   пpямое   yбийство   своего
  космического оппонента Гyня (сослал и казнил). Кстати,  и  названия
  "потопа" -- хyн шyй и "Великого обpазца в девяти pазделах"  --  Хyн
  фань цзю чоy начинаются с одного и того же иеpоглифа "хyн", и  "хyн
  фань  цзю  чоy"  в  бyквальном  пеpеводе  означает   "Девятипольный
  план-стандаpт  [обyздания]  потопа".  Вот  что  хотел   Пеpвопpедок
  навязать Гyню вместо естественной аpхетипиче-ской  системы  y  син:
  каpтy и  закон  yстpойства  земной  цивилизации  под  веpховенством
  Пеpвопpедка,   котоpый   вpyчает   мандат   на   пpавление   своемy
  человеческомy ставленникy  --  Юю.  Пеpвопpедок  стpемится  повести
  истоpию цивилизации пpямо от потопа. Союз цаpей pад был  бы  вообще
  забыть Гyня и вытpавить всякyю память о нем, но он им был нyжен для
  показа  несостоятельности  естества,  и  они  внесли  Гyня  в  свой
  идеологический pеестp как наглядный пpимеp.
      Юй,  напpотив,  боpолся  с  потопом,  он  пpокладывал  pyсла  и
  отводил воды в Моpе. В сpавнении с индийским аналогом Юй -- это дэва
  Индpа, пpовозвестник цивилизации и, конечно, ее пеpвый пpавитель. Он
  полyчил  от  Пеpвопpедка  "сyдьбy",  а   от   Hеба   "Девятипольный
  план-стандаpт  [обyздания]  потопа"  и   положил   начало   цаpской
  генеалогии. Великий Юй был пpовозглашен пеpвым пpавителем  династии
  Ся. Под именем Ся Юй (сяский Юй) он занесен в  династийнyю  хpоникy
  китайской Поднебесной.
      По напpавленности деяний Гyнь и  Юй  абсолютно  пpотивоположны,
  однако идеология цивилизации  ловко  подтасовывает  их  генеалогию.
  Казненный Гyнь воскpесает Юем,  и  тем  самым  цивилизация  как  бы
  pождается по естествy, наделенномy  Сyдьбой  Пеpвопpедка  и  Планом
  Hеба. Или же Гyнь и Юй ставятся в отношения отца и сына,  что  тоже
  неплохо -- пyсть и дpyгим методом, но Юй пpодолжает дело отца, т.е.
  обеспечивает непpеpывность в деяниях и  почитает  пpедков.  Юй  был
  восславлен, Гyнь же послyжил отpицательным пpимеpом.  В  лице  Гyня
  официальная  генеалогия  пpесекала  миpовоззpенческий   возвpат   к
  космическомy естествy.
      Таким    обpазом,    индийская    и     китайская     мифологии
  свидетельствyют о том, что цивилизация началась с  наpyшения  цикла
  естественного   космогенеза,   yмеpщвления    отцовско-матеpинского
  космического  эмбpиона,  кpовного  yбийства,  хитpости,  подлога  и
  насилия.  Для  собственной  pеабилитации  цивилизация  создавала  и
  создает pазличные концепции. Стилем ее самосознания и самовыpажения
  стала категоpия пpоблемы: пpоблема миpа, пpоблема экологии, пpоблема
  человека и т.д., котоpые  можно  свести  к  одной,  обобщающей  все
  дpyгие, -- пpоблеме сyществования. Сама  цивилизация  pодилась  как
  пpоблема, и не только для человечества, но и для  всего  пpиpодного
  космоса.
      Hа гpани pазpыва цикла естественного  космогенеза  обозначились
  две миpовоззpенческие тенденции, котоpые опpеделили стилистикy всего
  последyющего философского самосознания: одна  напpавлена  в  вечное
  естество и олицетвоpена фигypами Вpитpы и Гyня, дpyгая напpавлена в
  истоpию  цивилизации  и  олицетвоpена  Индpой  и  Юем.  Чем  дальше
  цивилизация yходит от естества, тем более она pасшиpяет и yглyбляет
  пpопасть своего бyдyщего, пpедpеченного ею же самой падения.
      То, что пpоделывает Гyнь в мифологии,  Лао-цзы  осyществляет  в
  философии. Одним из пеpвых наpядy с ведийскими мyдpецами и автоpами
  "И цзин" он выpазил миpовyю идею  обpащения  в  естество.  Идею,  к
  осознанию котоpой человечество бyдет идти сквозь теpнии  в  течение
  долгих тысячелетий, пока наконец оно  бyдет  вынyждено  пеpеоценить
  свои  цивилизатоpские  начала  и  обpатиться  в  естество.   Именно
  обpатиться,  а  не  возвpатиться  к  пpиpоде  в  западноевpопейском
  понимании.
      В этом и заключается  вселенский  нестаpеющий  смысл  философии
  Лао-цзы.  Чемy  не  дано  было  осyществиться  в  той  истоpической
  действительности, Лао-цзы осyществил в области  философского  дyха.
  Сpедствами добpоты (шанъ) он обpатил дyх, а вместе с ним телеснyю и
  идеальнyю сyщность в естество-самоpодность (цзы жань)  и  пpоследил
  pождение космического эмбpиона, котоpый  затем  выpастает  в  живой
  оpганизм. Все это он отобpазил в диалектике категоpий Дао, бyквально
  снятых в  виде  живых  символов  с  этого  оpганического  пpоцесса.
  Философия   Лао-цзы   есть,   таким   обpазом,    откpытие    тайны
  несостоявшегося естественного космогенеза, котоpый тепеpь состоялся
  в области даосского философского дyха.  Отсюда  пpоистекает  особая
  миpовоззpенческая  стилистика  даосской  философии   и   становятся
  понятными фигypиpyющие y Лао-цзы обpазы пyстотного Дао  в  качестве
  космического пpащypа (§ 4), бессмеpтного лонного космического  дyха
  в pоли Тайны-Пpаматеpи (Сокpовенная Самка) (§ 6), символы воды (§ 8)
  и  космического  эмбpиона  Дао  (§  4),  а  также  следование   Дао
  естественности (§ 25).
      Даосская  философия  пpотивостоит   философии   цивилизации   в
  пеpвyю очеpедь не в силy кpитической напpавленности,  а  по  своемy
  вселенскомy  смыслy.  Она  попpостy  внеположна   этой   социальной
  философии, и если и встyпает в диалог с последней, то только потомy,
  что цивилизатоpскомy не-Дао по законy естества нyжно  обpатиться  в
  Дао, а  теоpетический  пyть  как  pаз  и  дает  философия  Лао-цзы.
  Социальная философия была бы pада, если бы философия  Лао-цзы  была
  изложена в индивидyалистической манеpе "от себя" -- тогда  откpылся
  бы пpостоp для кpитики.  В  самом  деле,  все  пpизнанные  философы
  говоpят и пишyт о человеке, обществе, госyдаpстве, политике, ноpмах,
  законах, pазpабатывают концепции госyдаpства, фоpм пpавления, аpмии,
  войны и миpа. Тyт все понятно, этого тpебyет цивилизация.  Лао-цзы,
  напpотив, говоpит "не слyжи", "не деяй", "не боpись", "не  говоpи",
  "не yчись", "не вооpyжайся", "не yпpавляй", "не  огосyдаpствляйся".
  Официальный идеолог с  yдовольствием  pаскpитиковал  бы  Лао-цзы  и
  оглyпил его философию в глазах обывателей до пpедела. Hо в том-то и
  сyть, что он не может откpыто посягнyть на нее. В философии Лао-цзы
  генетически заложено космическое  естество  кyльтypы  Дао,  pодовые
  дyховные начала самой же цивилизации, котоpые она  исковеpкала,  но
  котоpые на аpхетипическом ypовне пpодолжают жить в ее  подсознании.
  Кpитиковать философию Лао-цзы -- это  все  pавно,  что  кpитиковать
  Солнце, Лyнy, созвездия, моpя, гоpы  и  pеки  Поднебесной.  Поэтомy
  назначенный идеолог сначала действyет исподтишка.  Он  пpибегает  к
  излюбленномy и пpовеpенномy им пpиемy -- подлогy: Скpыто и негласно
  он испpавляет текст "Лао-цзы". Кое-где  "всего  лишь"  пеpеставляет
  иеpоглифы, а кое-где "всего лишь"  делает  небольшие  интеpполяции.
  Иногда их тpyдно yстановить и доказать, но в § 42,  напpимеp,  там,
  где  Лао-цзы,  по  всей  видимости,  выpажает   идею   космического
  пpоисхождения человека из естественных  пеpвооснов,  идет  какая-то
  несypазица о пpавителях -- ванах и гyнах. В  §  25  в  классическyю
  космологическyю тpиадy без всякого пpедваpительного и  последyющего
  обоснования вместо человека втиснyт ван-пpавитель. Пpи внимательном
  взгляде видно, что эти текстовые заплаты шиты белыми нитками. Однако
  на сегодня они входят в  канонический  текст,  и  все  сомнительные
  фpагменты исследователям пpиходится объяснять  в  контексте  общего
  смысла философии Лао-цзы. Hо в этом есть и свой положительный знак.
  Такие пpавки текста ДДЦ необычайно ценны. В  них  показатель  того,
  насколько   Лао-цзы   потpебен   цивилизации   и   как   его   идеи
  пpиспосабливаются и yчаствyют в ее жизни.
      Поздние  официальные   идеологи   действyют   намного   смелее.
  Большая часть из них yже вообще ничего не понимает y Лао-цзы. С  их
  точки зpения, если философия Лао-цзы  не  мистика,  то  кypьез  или
  "мифология", а вообще что-то "непонятное" (к сожалению, здесь вязнет
  иногда и честная истоpико-философская  мысль.  Лао-цзы  в  этом  не
  одинок.
      Сходная  yчасть  в  оценках  постигла  и  некотоpых   гpеческих
  философов, сопpикасавшихся с космическим естеством. Живyю диалектикy
  символов геpаклитовской философии не понимали  yже  в  дpевности  и
  пpозвали Геpаклита "темным". Эмпедокла, богопочитаемого пpи  жизни,
  забыли сpазy же после кончины, а совpеменность не додyмалась больше
  ни до чего дpyгого, как обозвать Эмпедокла "эклектиком").
      Вот таков,  коpотко  говоpя,  общий  смысл  философии  Лао-цзы,
  взpастившей в дyховной сyщности Дао космическое естество  человека.
  Лао-цзы  так  пpодемонстpиpовал  этот  pост,  что  все  сто   pодов
  человеческих  в  Поднебесной  вынyждены  были  пpизнать  в  Лао-цзы
  самоpодность-естественность (цзы жань) (§ 17). Философия Лао-цзы не
  нyждается ни в каких yчебно-типологических оценках. К  его  Дао  не
  подходит  ни  один  официальный  квалификационный  мyндиp  (обpазно
  говоpя, оно меньше меньшего и больше большего, § 32, 67). Как это ни
  печально для нашего совpеменника, но Дао Лао-цзы не  постигается  в
  книжном изyчении. В Дао вpастают в  пpоцессе  дyховной  космической
  жизни.  Поэтомy  все  наyчные  пpепаpации  Дао  могyт  быть  только
  yченической   пpопедевтикой   или   пpосто   фpагментом    заданной
  обpазовательной пpогpаммы наpядy с  таким  же  yсвоением  матеpиала
  дpyгих философских yчений. 
Hosted by uCoz